Kower74.ru

Проращивание семян


32c645aa
12 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Зерновые культуры которые выращивали восточные славяне

Зерновые культуры которые выращивали восточные славяне

Сельскохозяйственные культуры — культурные растения, возделываемые с целью получения продуктов питания, технического сырья и корма для скота.

К сельскохозяйственным культурам относятся зерновые, зернобобовые, кормовые, масличные, эфиромасличные, технические, овощные, лекарственные, цветочные, плодовые, ягодные растения, картофель, сахарная свёкла, виноград.

Зерновые культуры — важнейшая группа возделываемых растений, дающих зерно, основной продукт питания человека, сырьё для многих отраслей промышленности и корма для сельскохозяйственных животных.

Зерновые культуры подразделяются на хлебные и зернобобовые. Большинство хлебных зерновых культур (пшеница, рожь, рис, овёс, ячмень, кукуруза, сорго, просо, чумиза, могар, пайза, дагусса и др.) принадлежит к ботаническому семейству злаков; гречиха — к семейству гречишных; мучнистый амарант — к семейству амарантовых. Зерно хлебных зерновых культур содержит много углеводов (60-80% на сухое вещество), белков (7-20% на сухое вещество), ферменты, витамины комплекса В (B1, B2, B6), PP и провитамин А, чем и определяется высокая питательность его для человека и ценность для кормового использования.

Зернобобовые культуры (зерновые бобовые культуры, в кулинарии — просто бобовые) — группа некоторых растений порядка Бобовые, возделываемых ради плодов, являющихся продуктами питания.

Кормовые культуры — сельскохозяйственные культуры, выращиваемые на корм животным.

К кормовым культурам относятся многолетние и однолетние кормовые травы (для получения пастбищных и зелёных летних кормов, зелёной массы на сено, сенаж, силос, травяную муку), силосные культуры (кукуруза, подсолнечник и др.), кормовые корнеплоды (кормовая свёкла, турнепс, брюква, морковь), кормовые бахчевые культуры (тыква, кабачок, арбуз).

Масличные культуры — растения, возделываемые для получения жирных масел. Объединяют однолетние и многолетние растения различных семейств: сложноцветных — подсолнечник, сафлор; бобовых — соя, арахис; губоцветных — перилла, ляллеманция; маслинных — маслина; крестоцветных — рапс, горчица, рыжик и др. Некоторые из них тропические деревья (кокосовая, масличная пальмы, какао, тунг); другие — травянистые растения, выращиваемые в странах с умеренным климатом (соя, подсолнечник, рапс, лён масличный и другие). Большинство масличных культур накапливает масло жирное в семенах и плодах, некоторые, например чуфа, в клубнях. Среди них есть растения, дающие твёрдые масла (пальмы, какао, восковое дерево) и жидкие масла (маслина, тунг, травянистые растения). Кроме масличных культур, сырьём для масложировой промышленности являются семена прядильных культур (хлопчатник, лён-долгунец, конопля), некоторых эфирномасличных растений (кориандр, тмин, анис), плоды орехоплодных (грецкий орех, миндаль, кедровая сосна). Жирное масло получают также из зародышей семян кукурузы и пшеницы, из семян персика, абрикоса (косточковое масло) и др.

В мировом земледелии основное значение имеют соя, арахис, подсолнечник, маслина, рапс, кунжут, клещевина.

Эфиромасличные растения — растения, содержащие в особых клетках (эфиромасличных ходах) или в железистых волосках пахучие эфирные масла — летучие соединения практически не растворимые в воде. Они представляют собой сложные смеси различных органических соединений: терпенов, спиртов, альдегидов, кетонов.

Эфирмасличными эти растения стали называть в XIX веке, когда из них стали получать промышленные количества пахучих веществ — прежде всего эфирных масел. Используются же они не одно тысячелентие. Клеопатра применяла ароматные притирания из пахучих трав. Авиценна ценил мяту, как средство борьбы с сердечно-сосудистыми заболеваниями. Способность вырабатывать пахучие масла отмечены более чем у 3000 видов растений, относящихся в семействам Зонтичные, Яснотковые, Рутовые, но промышленное значение имеют во всём мире около 200 видов.

Наибольшее количество эфирных масел содержится в цветках и плодах, меньше — в листьях, стеблях и подземных органах. Количество масел колеблется от едва заметных следов до 20-25% на сухое вещество. Большинство эфиромасличных растений — до 44 % всех видов — произрастает в тропиках и субтропиках (цитрусовые, гвоздичное дерево, лавровое дерево, коричное дерево, имбирь). Имеются промышленные плантации этих культур. В средней полосе культивируют и собирают в дикорастущем виде в основном травянистые эфиромасличные — кориандр, шалфей, базилик, тмин, анис, пачули, укроп, аир. Самые ценные масла содержатся в эфиромасличных растениях семейств Имбирные, Санталовые, Лавровые, Розовые, Гераниевые, Рутовые.

Эфиромасличные растения используются в парфюмерии (розовое, жасминное, лавандовое масла), в мыловаренной, кондитерской, фармацевтической, ликёро-водочной и в пищевой промышленности (вкусовые приправы и ароматизаторы).

К эфиромасличным растениям относятся большое количество лекарственных растений — эвкалипты, камфорное дерево, мята, петрушка, тимьян, розмарин, рута.

Технические культуры — растения, возделываемые человеком для получения технического сырья. Так, например, картофель, рис или кукуруза могут возделываться как крахмалоносы (в том числе для дальнейшей переработки в спирт), а также как овощная культура, а кукуруза и рис — зерновая. Зерновые растения могут выращиваться как фуражная культура и т. д.

Часто выделяют следующие виды технических культур: прядильные, лубяные, масличные, сахароносы, красильные растения, каучуконосы

Овощ — кулинарный термин, обозначающий съедобную часть (например, плод или клубень) растения. С точки зрения ботаники, овощи — это съедобные части травянистых растений. Кулинарный термин «овощ» может применяться к съедобным плодам, которые с точки зрения ботаники являются ягодами и фруктами.

Овощи подразделяют на следующие группы:

  • клубнеплоды — топинамбур (земляная груша), батат, картофель;
  • корнеплоды — морковь, свёкла, репа, брюква, редька, редис, петрушка, пастернак, сельдерей, хрен;
  • капустные — капуста белокочанная, краснокочанная, савойская, брюссельская, цветная, кольраби, брокколи;
  • пряные — укроп, эстрагон, чабер, базилик, майоран;
  • тыквенные — тыква, кабачок, огурец, патиссон;
  • бобовые — горох, бобы;
  • зерновые — сахарная кукуруза;
  • десертные — артишок, спаржа, ревень.

Лекарственные растения — обширная группа растений, органы или части которых являются сырьём для получения средств, используемых в народной, медицинской или ветеринарной практике с лечебными или профилактическими целями.

Наиболее широко лекарственные растения представлены в народной медицине.

В качестве лекарственных растений в начале XXI века широко используются аир, алоэ, брусника, девясил, зверобой, календула, каллизия, клюква, малина, мать-и-мачеха, мята, облепиха, подорожник, ромашка, солодка, тысячелистник, шалфей, шиповник и многие другие.

Как все знают ассортимент цветочных растений достаточно велик и разнообразен, что позволяет при соответствующем подборе иметь цветы в открытом грунте непрерывно. Одни из видов, обладающие наиболее ценными декоративными и биологическими качествами, являются основными, преобладающими в ассортименте, другие — второстепенными.

По своим биологическим особенностям все цветочные растения делятся на три группы: многолетники, двулетники и однолетники. Цветы многолетники должны преобладать в цветниках вследствие высокой декоративности и меньших затрат труда и времени на выращивание их и уход за ними.

Как правило, многолетники размножают вегетативно — делением куста, корневища, черенкованием, клубнями, луковицами и так далее, что даёт возможность сохранять их сортовые качества. Некоторые многолетники (дельфиниум, люпин, мак восточный) размножают и семенами. Однако при этом для сохранения сортовых качеств следует соблюдать изоляцию между сортами. Основными видами многолетников в средней зоне являются тюльпаны, пионы, гладиолусы, лилии, флоксы, ирисы, дельфиниумы, люпины, мак многолетний и другие.

Двулетние цветы — анютины глазки (виола), турецкая гвоздика, незабудка альпийская, маргаритка, колокольчик (кампанула) — обильно цветут на второй год после посева семян, главным образом весной и в первой половине лета.

В пределах почти каждого вида цветочных растений селекционерами созданы сорта различного назначения: низкорослые — для озеленения, высокорослые — для среза.

Селекционерам-цветоводам удалось достичь чрезвычайно большого разнообразия сортов, различающихся по окраске, форме, размеру цветка, срокам цветения, высоте растений и так далее. Число сортов, в том числе отечественной селекции, растёт с каждым годом, давая все новые и новые формы растений.

В большинстве классификаций плоды обычно разделяют на настоящие или истинные (формирующиеся из разросшейся завязи) и ложные (в их образовании принимают участие и другие органы). Настоящие плоды подразделяют на простые (сформированные из одного пестика) и сложные (возникшие из многочленного апокарпного гинецея). Пример сложных плодов: сложный орешек или многоорешек (шиповник), сложная семянка (клубника, земляника), сложная костянка (малина), фрага или земляничина (многоорешек на разросшемся при созревании мясистом цветоложе). Простые делят по консистенции околоплодника на сухие и сочные.

I. Сухие — с сухим околоплодником:

1) Коробочковидные — многосеменные

  • собственно коробочка (мак, тюльпан, дурман);
  • крыночка;
  • боб (Семейство Бобовые);
  • мешочек;
  • стручок или стручочек (Семейство Крестоцветные);
  • листовка.

2) Ореховидные или односеменные

  • орех, орешек (лещина, фундук);
  • зерновка (злаки);
  • крылатка (клён);
  • желудь (дуб);
  • семянка.

II. Сочные — с сочным околоплодником:

1) Ягодовидные — многосеменные:

  • ягода (плод черники, смородины, томата);
  • яблоко (плоды яблони, груши, рябина);
  • тыквина (плоды арбуза, тыквы, кабачка);
  • гесперидий, или померанец (плод цитрусовых;
  • гранатина (плод граната).

2) Костянковидные:

  • сочная костянка (вишня, слива, персики);
  • сухая костянка (грецкий орех).

Сложные плоды называют, исходя из названий простых плодов (многолистовка, многокостянка, многоорешек и т. д.).

Ягодные культуры, группа многолетних дикорастущих и культурных растений (кустарники, полукустарники и травы), дающих съедобные плоды, называемых в быту ягодами. В европейских странах в культуре наиболее распространены земляника, смородина, малина, крыжовник; в Северной Америке культивируют также клюкву, ежевику, голубику. Реже возделывают клубнику, черноплодную рябину, актинидию, облепиху. Из дикорастущих чаще встречаются клюква, брусника и черника.

Картофель, Паслён клубненосный (лат. Solanum tuberosum) — вид многолетних клубненосных травянистых растений из рода Паслён (Solanum) семейства Паслёновые (Solanaceae). Клубни картофеля являются важным продуктом питания, в отличие от ядовитых плодов, содержащих соланин.

Сахарная свёкла (свекловица) — группа разновидностей обыкновенной корнеплодной свёклы; техническая культура, в корнях которой содержится много сахарозы.

Виноград (лат. Vitis) — род растений семейства Виноградовые, а также плоды таких растений, в зрелом виде представляющие собой сладкие ягоды.

FullHistoria

Подробно о истории

  • Главная
  • Новое
  • Популярное
  • Карта сайта
  • Поиск
  • Контакты

Земледелие

Основой хозяйства восточных славян было пашенное земледелие. Восточные славяне, осваивая огромные лесные пространства Восточной Европы, несли с собой земледельческую культуру.

Для сельскохозяйственных работ применялись: рало, мотыга, заступ, борона-суковатка, серп, грабли, коса, каменные зернотерки или жернова. Среди зерновых культур преобладали: рожь (жито), просо, пшеница, ячмень и гречиха. Известны были им и огородные культуры: репа, капуста, морковь, свекла, редька. Так, распространено было подсечно-огневое земледелие. На освобожденных от леса в результате вырубки и выжигания землях выращивали 2-3 года сельскохозяйственные культуры (рожь, овес, ячмень), используя естественное плодородие почв, усиленное золой от сгоревших деревьев. После истощения земли участок забрасывали и осваивали новый, что требовало усилий всей общины.

В степных районах применялось переложное земледелие, схожее с подсекой, но связанное со сжиганием не деревьев, а ивовых трав.

С VIII в. в южных районах получает распространение полевое пашенное земледелие, основанное на использовании плуга с железным мехом, тяглового скота и деревянной сохи, сохранившейся до начала XX в.

Восточные славяне применяли три способа расселения: по отдельности (индивидуально, семьями, родами), в городищах (совместно) и на свободных землях между диких лесов и степей (займища, заимки, становища, починки).

В первом случае обилие свободных земель позволяло каждому обработать столько земли, сколько было возможно.

Во втором случае каждый стремился, чтобы выделенные ему для обработки земли размещались ближе к городищу. Все удобные земли считались общей принадлежностью, оставались неделимыми, обрабатывались сообща либо делились на равные участки и через определенный период времени распределялись по жребию между отдельными семьями.

В третьем случае граждане отделялись от городищ, расчищали и выжигали леса, осваивали пустоши и образовывали новые хозяйства.

Определенную роль в хозяйстве играли также скотоводство, охота, рыболовство, бортничество.

Скотоводство начинает отделяться от земледелия. Славяне разводили свиней, коров, овец, коз, лошадей, волов.

Развивалось ремесло, в том числе на профессиональной основе – кузнечное дело, но оно в основном было связано с земледелием. Из болотных и озерных руд начали производить железо в примитивных глиняных горнах (ямах).

Особое значение для судеб восточного славянства будет иметь внешняя торговля, развивавшаяся как на Балтийско-Волжском пути, по которому в Европу поступало арабское серебро, так и на пути «из варяг в греки», связывавшим византийский мир через Днепр с Балтийским регионом.

Хозяйственная жизнь населения направлялась таким могучим потоком, как Днепр, который прорезывает его с севера на юг. При тогдашнем значении рек как удобнейших путей сообщения Днепр был главной хозяйственной артерией, столбовой торговой дорогой для западной полосы равнины: верховьями своими он близко подходит к Западной Двине и бассейну Ильмень-озера, то есть к двум важнейшим дорогам в Балтийское море, а устьем соединяет центральную Алаунскую возвышенность с северным берегом Черного моря. Притоки Днепра, издалека идущие справа и слева, как подъездные пути магистральной дороги, приближают Поднепровье. с одной стороны, к карпатским бассейнам Днестра и Вислы, с другой – к бассейнам Волги и Дона, то есть к морям Каспийскому и Азовскому. Таким образом, область Днепра охватывает всю западную и частью восточную половину русской равнины. Благодаря тому по Днепру с незапамятных времен шло оживленное торговое движение, толчок которому был дан греками. Хозяйственной ячейкой (VIII-IX вв.) была преимущественно малая семья. Организацией, объединявшей хозяйства малых семей, служила соседская (территориальная) община – вервь.

Переход от кровнородственной общины к соседской произошел у восточных славян в VI – VIII вв. Члены верви совместно владели сенокосными и лесными угодьями, а пашенные земли были, как правило, поделены между отдельными крестьянскими хозяйствами.

Община (мир, вервь) играла большую роль в жизни русской деревни. Это объяснялось сложностью и объемом земледельческих работ (которые мог выполнить только большой коллектив); необходимостью следить за правильным распределением и использованием земли, коротким сроком сельскохозяйственных работ (он длился от 4-4,5 месяцев близ Новгорода и Пскова до 5,5-6 месяцев в районе Киева).

Взгляды Вебера по отношению к первой русской революции (1905 года).
Своеобразие описанной здесь (разумеется, в самых общих чертах) позиции Вебера — «стороннего», но вовсе не беспристрастного наблюда­теля освободительной борьбы в России, всесторонне учитывавшего ее всемирно-исторический контекст, — давало (и до сих пор дает) подчас повод для читательских аберраций. Стремление автора статей о первой русск .

Аграрная реформа
Проведение аграрной реформы, направленной на уничтожение феодальных отношений в китайской деревне и передачу земли тем, кто её обрабатывает, являлось главным звеном программы китайской демократической революции. Реформа ставила своей целью уничтожение феодальной эксплуатации и установление крестьянской собственности на землю, освобожде .

Борьба кыргызов против калмакских завоевателей (XVII – первая пол. XVIII в.)
Важнейшим фактором политической истории Кыргызстана в XVII – первой половине XVIII вв. являлась борьба кыргызов с Джунгарским ханством, которое было создано могольским племенем ойратов (кыргызы именовали их калмаками) на осколках могольской империи в Западной Монголии. Экон.причины: захват новых пастбищ и устан. выгодных для себя торгов .

Зерновые культуры которые выращивали восточные славяне

1. Прочитайте отрывок из книги писателя-этнографа С. Максимова «Куль хлеба», которая написана в 1872 г.:

Хлеба эти [яровые] в своих местах (где их много) настоящими именами не называются, а слывут под общим прозвищем жита. На юге, по черноземным местам, житом называют рожь, за рекой Волгой и к Сибири всякое яровое зерно жито (и греча, и пшеница, и ячмень, и овес), на севере по Волге и Архангельской губ. жито – только один ячмень, а в Твери и по верхней Волге это только яровая рожь, как уже и сказано.

Читать еще:  Как выращивать томаты в теплице по методу галины кизимы?

Сравните с картой ту информацию, которую вы получили из этого текста. Есть ли разница? Не забудьте, материалы, на основе которых составлена карта, собраны в середине XX в., а книга написана в конце XIX в.

2. В «Словаре вологодских говоров» в статье «Жито» среди прочих дан такой пример: На Украине жито только рожь, а у нас – все, что с и яно и собрано. Что же значит жито в этом говоре? Совпадает ли это объяснение с тем, что показано на карте?

3. Приведенная ниже частушка записана в деревнях Осташковского р-на Тверской обл. Что в ней значит слово жито?

Я любила жито жать,
Которое волнуется;
Я любила тех ребят,
Которые целуются.

4. В костромских говорах нам довелось слышать:

Раньче-то настелют ж и то да стукают молот и лам, цеп а м значит (см. рисунок к ).
В кваш о нке-оп а рнице (см. рисунок к карте 5) житная мука, ж и тники д а виця пекла.

Что значат слова жито, житная, ж и тники в этих примерах?

В отличие от других карт лексического раздела Атласа, на этой карте показано только одно слово, но с разными значениями, присущими ему по говорам.
Слово ж и то известно и русскому литературному языку. Из Словаря С. И. Ожегова мы узнаем, что жито – всякий хлеб в зерне или на корню. Родственным ему является бывшее ранее очень употребительным существительное ж и тница, имеющее два значения: «1. Амбар, помещение для хлеба, зерна (устар.). 2. перен. О богатой хлебородной области, снабжающей другие местности (высок.)».
В России всегда сеяли много видов хлебных злаков: рожь, пшеницу, овес, ячмень, просо, гречиху. Но в зависимости от почвы и климата на разных территориях преобладали различные зерновые культуры.
На карте хорошо виден ареал сиреневого цвета в северо-восточной диалектной зоне, где отмечено значение, сходное с литературным, – «зерновые культуры». Здесь слово жито обозначает общее, родовое понятие. В конкретных говорах этой территории встречаются более узкие значения: только «хлеб на корню», т. е. растущие злаки, или же только «хлеб в зерне» – собранный урожай, или же «яровые культуры» – те, которые сеют весной, а убирают летом или осенью, обычно ими были пшеница, ячмень, овес, гречиха. Вероятнее всего, литературный язык усвоил значение слова жито, свойственное говорам северо-востока, бывшим Ростово-Суздальским землям.
Из других славянских диалектов подобное значение отмечено в словенских, сербохорватских, македонских и западноболгарских.
Как видно из карты, жито чаще бывает названием отдельного вида зерновых культур. Этим словом, как правило, называли зерновую культуру главную, преобладающую в данной местности. Так, в падных говорах именуют житом ячмень злак, способный переносить очень суровый климат. Его сеют на севере Архангельской обл., включая побережье Белого моря. Из ячменя делают ячневую (яшную) крупу, более известную под именем перловой или попросту перловки. Кстати, это название происходит от того, что зерна перловки своей белизной и формой напоминали людям перлы – жемчужины. Яшную кашу Петр I считал самой «спорой» (питательной) и вкусной. Из пророщенных зерен ячменя издавна готовили солод и варили пиво.
Рожь называют житом в говорах юга и пада Центральной части России, хотя подобное употребление встречается и на других территориях (см. карту). Вообще рожь была главной хлебной культурой на Руси. Она, подобно ячменю, морозоустойчива и созревает прежде других злаков. Именно из ржи пекли черный хлеб – основной для русской деревни (см. карту 5 «Названия деревянной посуды для теста из ржаной муки»). Об этом пишет поэт Николай Рыленков, сам родом из Рославльского уезда Смоленской губ. (найдите на карте г. Рославль):

Я молотил и веял жито,
За стол садился не спеша,
Я знал: в ржаной ковриге скрыта
Всей доброты земной душа.

Жито означает рожь в большей части славянских языков и диалектов. Это украинские, белорусские, польские, подавляющая часть чешских говоров, словацкие, северные словенские и западноболгарские.
Вы, вероятно, обратили внимание, что на карте остались белые, незакрашенные места. На этой территории утратилось слово жито к середина XX в., когда собирался представленный в Атласе материал; оно могло быть вытеснено другими словами, например рожь или хлеб.
Жито в значении «пшеница» известно лишь небольшому числу русских говоров. Например, в диалектах близ Москвы, севернее г. Велижа, на восток от Белого озера и т. д., несколько «островков». Найдите их на карте. Дело в том, что климат средней полосы России пшенице не особенно подходит: она не любит холода – ей необходимо тепло на протяжении почти четырех месяцев. Поэтому прежде в этих местах сеяли немного пшеницы и белый хлеб почитался за праздничный. Чаще житом называют пшеницу в южных регионах, где ее больше выращивают: на севере Сербии, юге Македонии, в Болгарии и западе Словакии.
В праславянском языке жито, вероятно, имело родовое понятие -«зерновые культуры вообще», а для каждого вида хлеба существовало свое особое название, т. е. были слова ячмень, рожь, пшеница, просо и т. д. Если культура, широко возделываемая, начинала называться житом, то постепенно ее прежнее, видовое имя отмирало или же приобретало иное значение. Так, в украинском, белорусском, польском и чешском литературных языках и говорах стало редким или приобрело иное значение наименование рожь, поскольку именно за ней утвердилось имя жито.
Жито часто упоминается в фольклорных текстах, обрядовой поэзии крестьян-земледельцев. Иначе и не могло быть: без ржицы зернистой, пшенички колосистой, всякого жита немыслима жизнь!
На святках колядующие (те, кто исполняет кол я дки – старинные рождественские и новогодние обрядовые песни) желают добрым хозяевам:

Сейся, родися.
Жито, пшеница.
Ячмень, овес, гречка,
Горох, чечевица.
На новый год!
Будьте здоровы,
Счастливы будте,
Живите без бед
Много лет!

Не трудно определить, что в этой колядке жито обозначает «рожь». Весной в разных концах Руси пели призывные песни дождю, зазывая его на поля, как бы вели с ним беседу:

А потом хвалился дождик:
Как пройду я над землею —
Все хлеба мне будут рады,
Рожь, и жито, и пшеница.
Напою я их водою,
Чтоб росли на радость людям.

Здесь жито – «ячмень».
Прежде в деревнях были популярны «трудовые» игры, имитирующие процессы работы, возделывания тех или иных культур. Среди таких игр была игра «Жито»: ее участники делились на две партии, по очереди поющие и изображающие то, как они пашут землю, рассевают жито – ячмень, убирают урожай, а в конце делают солод, варят пиво 1 .
В. Белов в книге «Лад (Очерки о народной эстетике)» замечает: «Житное. В некоторых местах Севера так называли рожь, но на родине автора к житу относили только ячмень, пшеницу и овес». И далее: «Если пироги пекли из смеси ячневой муки с другой (пшеничной, овсяной или гороховой), их называли двоежитниками. Иногда сразу после мельницы смешивали даже три сорта муки, она получалась уже троежитной, а пироги из нее – троежитниками».
Без жита – хлеба немыслимо ни настоящее, ни будущее. Наверное, поэтому Велимир Хлебников, этот удивительный поэт, опередивший свое время, в поэме о будущем «Ладомир» говорит о пашнях, жите, пахаре:

Весною ранней облака
Пересекал полетов знахарь,
И жито сеяла рука,
На облаках качался пахарь.

1 Здесь будет уместно вспомнить одно из самых знаменитых стихотворений шотландского поэта Роберта Бернса «Джон Ячменное зерно», написанное на основе народной баллады. В нем живо и образно рассказана вся «история» ячменя – от сеяния до приготовления пива.

Что ели древние славяне

Картина кулинарных обычаев древних славян – это мозаика из сведений древних авторов и результатов археологических раскопок. В древних книгах мало говорится о том, чем питались славяне много веков назад. «Повесть временных лет» называет среди популярных блюд квас, кисель (овсяный, пшеничный или из отрубей), мёд, хлеб, говядину, дичину.

Благодаря археологическим исследованиям известно, что источниками пищи древних славян были земледелие, скотоводство, а также рыболовство и охота.

Каши и выпечка

Славяне выращивали зерновые культуры: пшеницу, просо, рожь, ячмень. Они были основой древнеславянской кухни. Также на полях росли бобы, горох, вика (растение семейства бобовых).

По свидетельству византийского автора VI века Маврикия, основными культурами у славян были пшеница и просо. Персидский историк X века Гардизи подтверждает, что в основном славяне выращивали просо.

Способы приготовления зерна тоже были разными. Готовили блюда из размоченных, поджаренных или размолотых зёрен. Кашу варили в печах из муки на воде или молоке.

Первоначально хлеб выпекался в виде пресных лепёшек на очаге, раскалённых камнях или в печи на глиняных сковородках. Со временем сложился «классический» образ русского хлеба – ржаной хлеб, приготовленный в печи.

Кроме хлеба пекли калачи и пироги на меду из хорошей муки. Блины, которые напоминают солнце, были ритуальным блюдом.

Также славяне выращивали овощи – репу, тыкву, капусту, свёклу, морковь, редьку.

В VIII – X веках сначала балканские, а затем западные славяне стали разводить виноград для христианской церкви.

Мясо, молоко и молочные продукты

Авторы древнего мира Маврикий и Иоанн Эфесский сообщают, что славяне владели крупными стадами. По данным археологических раскопок, больше всего в стадах было коров и быков. Славяне готовили блюда из говядины и молочные продукты, например, творог, сыр. Также содержали свиней, овец, коз ради молока и шерсти.

Во время голода, вероятно, питались лошадиным мясом, но обычно лошадей использовали для возделывания земли и передвижения. Из домашней птицы держали кур, гусей, уток. В «Русской правде» упоминаются птицы, которых либо разводили, либо отлавливали (голуби, журавли, лебеди).

Дополнительными источниками питания были охота и рыболовство. В основном охотились на кабана и оленя, а также на птиц и дикую лошадь. На местах славянских поселений сохранились кости лося, медведя, бобра, лисицы, куницы, зайца. Кабана, лося и медведя добывали ради мяса, а куниц, лисиц и боров – ради меха.

В водоёмах ловили щуку, сазана, судака, леща, сома. Рыбу готовили сразу или сохраняли на зиму: солили, сушили и, вероятно, коптили дымом.

В пищу добавляли соль, масло из молока, мака, льна.

Напитки

Славяне готовили напитки из брусники, малины, клюквы, морошки, черники, делали берёзовый сок.

Уже в IX веке был известен хлебный квас, на его основе готовили разные блюда. Это были холодные супы (окрошка, тюря, свекольник), горячие щи и борщ. В квасе варили мясо барана, медведя, свиньи, делали закуски из тёртой редьки с хреном, репы и моркови. Квас был основой и сладких блюд из мёда и ягод. В голодные времена в квас добавляли мяту, чабрец, душицу, липовый цвет, смородиновый лист, таким образом он превращался в «жидкий хлеб».

Славяне занимались бортничеством, то есть разводили пчёл в дуплах лесных деревьев. Гардизи пишет об изобилии мёда у южно-руских славян. Из мёда делали алкогольные напитки с минимальным содержанием алкоголя. Хмельные напитки употребляли только мужчины, причём крайне редко. Например, мужчина в первый раз мог отведать такой напиток только после рождения первого сына.

Тест по истории 6 класс. Восточные славяне в древности.
тест по истории (6 класс) на тему

Тест по истории 6 класс. Восточные славяне в древности.

Скачать:

ВложениеРазмер
test_6_klass._vostochnye_slavyane_v_drevnosti.doc39 КБ

Предварительный просмотр:

Восточные славяне в древности. I вариант.

  1. Границами расселения восточнославянских племен были:

А) Нева и Ладожское озеро – на севере, среднее течение Днепра – на юге;

Б) низовья рек Рейна и Шельды;

В) Аральское море и Волга;

Г) приазовские степи.

  1. К южным славянам относятся:

А) сербы и болгары; Б) чехи и поляки;

В) русские и украинцы; Г) белорусы и словаки.

3 . Главным городом племени полян был:

А) Чернигов; Б) Новгород;

В) Киев; Г) Искоростень.

  1. Главное занятие восточных славян – это:

А) земледелие; Б) скотоводство;

В) огородничество; Г) ремесло.

  1. Самыми многочисленными внутри славянских племен были:

В) простые общинники-земледельцы;

  1. Крупные земельные владения князей и бояр, передающиеся по наследству, назывались:
  1. Верны ли следующие утверждения?

А) Холопы были практически бесправными рабами.

Б) Холопами становились, попав в плен, женившись на рабыне или продав в холопство самого себя.

  1. Верно только А;
  2. верно только Б;
  3. верны оба утверждения;
  4. оба утверждения неверны.

Восточные славяне в древности. II вариант.

  1. Соседями славян на севере и северо-востоке были :

А) финно-угорские племена; Б) хазары;

В) булгары; Г) гунны.

  1. К западным славянам относятся:

А) болгары и сербы;

Б) русские и украинцы;

В) чуваши и татары;

Г) поляки и чехи.

  1. В землях ильменских словен, живших близ озера Ильмень, возник город:

А) Чернигов; Б) Новгород;

В) Киев; Г) Полоцк.

  1. Преобладающей системой земледелия у славянских племен, проживавших в лесной зоне, была:

А) залежная; Б) подсечно-огневая;

В) мотыжная; Г) плужная.

  1. Установите соответствие между терминами и определениями.

1) старейшина; А) глава племени, военный вождь;

2) князь; Б) глава родовой общины, хранитель

традиций и судья;

3) дружина; В) название соседской общины у славян;

4) кровная месть. Г) соратники князя, участвовавшие в

походах и захватывавшие добычу;

Д) месть за убийство сородичей.

  1. Разорившиеся общинники, за определенную ссуду, работавшие на хозяйском поле, назывались:
  1. Вотчиной управлял:

Восточные славяне в древности. III вариант.

  1. Соседями славян на востоке были:

А) западные славяне;

Б) финно-угорские племена;

  1. Русские, украинцы и белорусы – это:

Б) западные славяне;
В) восточные славяне;

Г) южные славяне.

  1. На землях кривичей возник город:

А) Смоленск; Б) Новгород;

В) Киев; Г) Рязань.

  1. Восточные славяне выращивали зерновые культуры:

А) сою, фасоль, горох;

Б) пшеницу, ячмень, рожь, гречиху;

В) хлопок, сахарную свеклу, табак;

Г) капусту, репу, огурцы.

  1. Обычаи восточных славян были тесно связаны с:

А) военными походами;

Б) почитанием одного бога;

Г) жизнью природы.

  1. Установите соответствие между терминами и определениями.

1) люди; А) старшие княжеские дружинники;

2) вервь; Б) крестьяне, лично зависимые от князя;

3) смерды; В) крестьянская община;

4) бояре. Г) свободные земледельцы-общинники;

Д) крупное земельное владение,

передающееся по наследству.

  1. По легенде город Киев был назван в честь:

Восточные славяне в древности. IV вариант.

  1. Соседями славян на западе были:

А) финно-угорские племена;

Б) поляки и чехи;

В) южные славяне;

  1. Самым крупным славянским племенем были:

А) уличи; Б) северяне;

В) поляне; Г) дреговичи.

  1. Киев был главным городом:

А) дреговичей; Б) радимичей;

В) кривичей; Г) полян.

  1. Укажите виды деятельности, распространенные у

Б) добыча болотных и озерных руд;

В) кочевое скотоводство;

Д) морской промысел.

  1. Весной славяне праздновали:

Б) день Ивана Купалы;

В) праздник Перуна;

  1. Рядовичи – общинники, которые:

А) лично зависели от князя и выполняли определенные повинности;

Б) нанимались на работу к землевладельцу по договору;

В) управляли землями князя;

Г) работали за определенную ссуду.

  1. К зависимым категориям населения в Древней Руси относились:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Через решение учебной задачи (проблема, противоречие) с опорой на исторические источники проходит изучение темы о восточных славянах. Представленный материал объёмен, поэтому можно отвести на изучение.

Разработка урока в 6 классе по теме «Восточные слвяне в древности» с использованием презентации, кроссворда, работы с документами.

Разработка урока и презентация на тему «Восточные славяне в древности». по истории для 6 класса. В конспекты урока характеристика расселения, быта, занятия и особенности верования вос.

Основные задачи урока:Цель:рассказать о соседях славян, их местонахождении, занятиях, уровне развития и отношениях со славянами.Задачиобразовательные:с помощью документов и письменных источников сформ.

Учебная презентация к уроку истории в 10 классе по теме «Восточные славяне в древности» (базовый курс).

Урок истори в 6 классе из раздела программы по истории России «Древние жители нашей Родины»Тип урока: урок открытия нового знания с использованием технологии критического мышления через чтение и.

Восточные славяне в древности

Внимание! В данной теме немало спорных вопросов. Раскрывая их, следует говорить о существующих в науке гипотезах.

Происхождение и расселение восточных славян

Сложность исследования вопросов происхождения восточных славян и их расселения на территории Руси тесно связана проблемой отсутствия достоверных сведений, так как более или менее точные источники датируются V-VI вв. н.э.

Существует две наиболее распространенные точки зрения на происхожде­ние славян:

  1. славяне — коренное население Восточной Европы . Они происходят от живших здесь в раннем железном веке создателей заруби-нецкой и Черняховской археологических культур.
  2. древнейшей прародиной славян является Центральная Европа , а конкретнее, район верховий Вислы, Одера, Эльбы и Дуная. С этой территории они расселились по Европе. В настоящее время эта точка зрения более распространена в науке.

Таким образом, ученые полагают, что предки славян (праславяне) выделились из индоевропейской группы к середине I тысячелетия до н.э. и жили на территории Центральной и Восточной Европы.

Возможно, о предках славян говорит Геродот, когда описывает племена среднего Поднепровья.

Данные о восточнославянских племенах имеются в «Повести временных лет» монаха Нестора (начало XII в.), который пишет о прародине славян в бассейне Дуная. Приход славян на Днепр с Дуная он объяснял нападением на них воинственных соседей — «волохов», вытеснивших славян с прародины.

Название «славяне» появилось в источниках только в VI в. н.э. В это время славянский этнос активно включается в процесс Великого переселения народов – крупного миграционного движения, охватившего Европейский континент в середине I тысячелетия н.э. и почти полностью перекроившего его этническую и политическую карту.

Расселение восточных славян

В VI в. из единой славянской общности выделяется восточно-славянская ветвь (будущие русский, украинский, белорусский народы). Летопись сохранила предание о княжении в Среднем Поднепровье братьев Кия, Щека, Хорива и их сестры Лыбеди и об основании Киева.

Летописец отмечал неравномерность развития отдельных восточно-славянских объединений. Наиболее развитыми и культурными он называет полян.

Земля полян носила название » Русь «. Одно из объяснений происхождения термина «Русь», выдвигаемых учёными, связано с названием реки Рось, притока Днепра, давшей имя племени, на территории которого жили поляне.

Сведения о размещении славянских племенных союзов подтверждаются археологическими материалами (например, данные о различных формах женских украшений, полученные в результате археологических раскопок, совпадают с указаниями летописи о размещении славянских племенных союзов).

Хозяйство восточных славян

Основным занятием восточных славян было земледелие.

  • зерновые (рожь, ячмень, просо);
  • огородные культурам (репа, капуста, морковь, свекла, редька);
  • технические (лен, конопля).

Южные земли славян обгоняли в своем развитии северные, что объяснялось климатическими условиями и плодородием почвы.

Системы земледелия славянских племен:
    1. Перелог — ведущая система земледелия в южных районах. Участки земли засевались в течение нескольких лет, а после оскудения почвы люди переходили на новые участки. В качестве основных орудий использовали рало, а впоследствии — деревянный плуг с железным лемехом. Безусловно, плужное земледелие было более эффективным, так как давало более высокие и стабильные урожаи.
    2. Подсечно-огневая — применялась на севере, в районе густой тайги. В первый год на выбранном участке деревья подрубались, вследствие чего засыхали. На следующий год срубленные деревья и пни сжигались, а в золу сеяли зерно. Впоследствии удобренный золой участок в течении нескольких лет давал высокий урожай, потом земля истощалась, и приходилось осваивать новый участок. Основными орудиями труда в лесной полосе были топор, мотыга, заступ и борона-суковатка. Собирали урожай при помощи серпов, а размалывали зерно каменными зернотерками и жерновами.

Необходимо понимать, что с земледелием тесно было связано скотоводство, однако животноводство для славян имело подсобное значение . Славяне разводили свиней, коров, овец, коз. В качестве рабочей силы использовали волов и лошадей.

Важное место в хозяйстве восточных славян играли охота, рыболовство и бортничество. Мед, воск, меха были основными предметами внешней торговли.

Города восточных славян

Около VII-VIII вв. ремесло отделяется от земледелия, выделяются специалисты (кузнецы, литейщики, гончары). Ремесленники обычно концентрировались в племенных центрах — градах, а также на городищах — погостах, которые из военных укреплений постепенно превращались в центры ремесла и торговли — города , постепенно становившиеся резиденциями носителей власти.

Города, как правило, возникали возле слияния рек, так как такое расположение обеспечивало более надежную защиту. Центр города, окруженный валом и крепостной стеной, назывался кремлем . Со всех сторон кремль был окружен водой, что обеспечивало надёжную защиту от нападавших. К кремлю примыкали поселения ремесленников — слободы . Данная часть города называлась посадом .

Древнейшие города располагались и на главных торговых путях. Одним из таких торговых путей был путь из «варяг в греки», окончательно сложившийся к IX в. Через Неву или Западную Двину и Волхов с его притоками суда достигали Днепра, по которому доходили до Черного моря, а значит, до Византии. Другим торговым путем был Волжский путь, связывавший Русь со странами Востока.

Социальный строй восточных славян

В VII-IXвв. восточные славяне переживали раз­ложение родоплеменного строя. Община изменялась от родовой к соседской . Общинники жили в отдельных домах — полузем­лянках, рассчитанных на одну семью. Частная собственность уже существовала, но скот оставался в общем владении, имуще­ственного неравенства внутри общин еще не было.

Родовая община разрушалась также в ходе освоения новых земель и включения в состав общины рабов. Распаду первобытнообщинных отношений способствовали военные походы славян. Выделилась родоплеменная знать — князья и старейшины. Они окружали себя дружинами, т. е. вооруженной силой, не за­висящей от воли народного собрания и способной принудить ря­довых общинников к повиновению. Таким образом, славянское общество уже подходило к возникновению государственности .

Каждое племя имело своего князя (от общеславянского «кнез» — «вождь»). Одним из та­ких племенных вождей VI (VII) в. был Кий, княживший в племе­ни полян. Русская летопись «Повесть временных лет» называет его основателем Киева. Некоторые историки даже полагают, что Кий стал родоначальником древнейшей племенной княжеской династии, но это мнение не разделяется другими авторами. Мно­гие исследователи считают Кия легендарной фигурой.

Распаду первобытнообщинных отношений способствовали любые военные походы славян, отдельно стоит выделить походы на Византию. Участники этих походов получали большую часть военной добычи. Особенно значительной была доля военных предводителей — князей и родоплеменной знати. Постепенно вокруг князя складывалась особая организация воинов — дружина, члены которой отличались от своих соплеменников. Дружина делилась на старшую, из которой выходили княжеские управители, и младшую, жившую при князе и обслуживавшую его двор и хозяйство.Помимо профессиональной дружины существовало также и общеплеменное ополчение (полк, тысяча).

Большая роль соседской общины в жизни славянских племен, в первую очередь, объясняется коллективным выполнением трудоёмких работ, непосильных одному человеку. Выходцы из родовой общины уже не были обречены на гибель, так как могли осваивать новые земли и стать членами территориальной общины. Основные вопросы в жизни общины решались на народных собраниях — вечевых сходах .

Любая община имела в распоряжении определенные территории, на которых жили семьи.

Виды владений общины:
  1. общественные (пашня, луга, леса, промысловые угодья, водоемы);
  2. личные (дом, приусадебная земля, скот, инвентарь).

Культура восточных славян

До наших дней дошло очень немного образцов искусства древних славян: серебряные фигурки коней с золотыми гривами и копытами, изображения мужчин в славянской одежде с вышивкой на рубахе. Для изделий из южнорусских областей характерны сложные композиции из человеческих фигур, зверей, птиц и змей.

Обожествляя различные силы природы, восточные славяне были язычниками . На ранней ступени своего развития они верили в добрых и злых духов.

Главные божества восточных славян (имеются варианты):
    • божество Вселенной — Род;
    • божество солнца и плодородия — Даждь-бог;
    • бог скота и богатства — Велес;
    • бог огня — Сварог;
    • бог грозы и войны — Перун;
    • богиня судьбы и ремёсел — Мокошь.

Местами поклонения служили священные рощи, источники. Кроме того, у каждого племени существовали общие святилища, куда сходились все члены племени на особо торжественные праздники и для решения важных дел.

Важное место в религии древних славян занимал культ предков. Широко был распространен обычай сожжения покойников. Вера в загробное существование проявлялась в том, что в погребальный костер вместе с умершими клали различного рода вещи. При погребении князя вместе с ним сжигали коня и одну из его жен или рабыню. В честь умершего устраивали пир — тризну и военные состязания.

1.1. Восточные славяне в древности

1.1. Восточные славяне в древности

Генезис и расселение

Из всего обилия научных концепций о происхождении восточных славян следует признать ведущей ту версию, что славянский этнос сложился к VI в. н. э. на Придунайской равнине в результате распада единой индоевропейской исторической общности. Примерно в то же время выделились три ветви славян: южная, западная и восточная. Южнославянские народы (сербы, черногорцы, болгары) сформировались впоследствии из тех славян, которые поселились на Балканском полуострове. Западные славяне заняли земли современных Польши, Чехии, Словении, частично Германии. Восточные славяне постепенно колонизировали огромные пространства между тремя морями – Черным, Белым и Балтийским. Их потомками стали современные русские, украинцы и белорусы.

Первоначальные сведения о расселении восточнославянских племен содержит летопись «Повесть временных лет»: от славян, «сидящих по Дунаю», племена разошлись по разным землям и прозвались «именами своими, кто где сел на каком месте». Полянами назывались славяне, которые поселились в среднем течении Днепра вокруг Киева. К северу от полян по рекам Десне и Суле жили северяне, к северо-западу от Киева древляне; центром древлян был город Искоростень. Племена, занимавшие земли между Припятью и Западной Двиной, назывались дреговичами. В верховьях Волги, Днепра и Западной Двины поселились кривичи, их главным городом был Смоленск. Часть кривичей «села» по Западной Двине в том месте, где в нее впадала река Полота, и получила название полочан. Радимичи осели вдоль реки Сож (приток Днепра), а вятичи – по Оке. Славяне, расселившиеся вокруг озера Ильмень, получили название ильменских словен; их главным городом был Новгород.

Уровень хозяйственного и общественного развития восточнославянских племен в значительной степени определялся природно-климатическими условиями. Для территории, занимаемой ими Восточно-Европейской равнины характерны континентальный климат, суровые зимы, недолгое, жаркое лето. Нередки засухи. Здесь отсутствуют естественные горные преграды пронизывающим северным ветрам. Пригодных для земледелия площадей было недостаточно. Две трети территории восточных славян было занято лесами. На юге располагались степи. И лесные, и степные почвы были малопригодны для возделывания сельскохозяйственных культур, на них трудно было получать в необходимом объеме устойчивые урожаи.

Основным занятием восточных славян было пашенное земледелие. На севере, где почти все пространство занимали леса, преобладала подсечно-огневая система, крайне трудоемкая. На небольших участках леса подсекали деревья и давали им засохнуть на корню. Затем сухостой, не вырубая, поджигали. Образовавшаяся при этом зола удобряла почву. Не выкорчевывая пней, славяне распахивали участки с помощью деревянной сохи. Такие делянки использовались не более 2–3 лет, так как почва настолько истощалась, что приходилось искать новые участки для земледелия.

В степной полосе использовалась система перелога. Сначала обрабатывался один участок земли, а после его истощения пахарь переходил, «перекладывался» на другой участок. Здесь раньше, чем в лесных районах, стали использовать при обработке пашни плуг.

Славяне возделывали зерновые культуры – просо, овес, ячмень, рожь. Из Византии были завезены пшеница и гречиха. Для получения растительного масла выращивались конопля и лен. Древнейшими огородными культурами восточных славян были бобовые – горох, собственно бобы, в южных районах – фасоль и чечевица, а также репа, лук и чеснок; позже славяне стали выращивать морковь, редьку, редис, свеклу, капусту.

У восточных славян было развито домашнее скотоводство. Разводили крупный и мелкий рогатый скот, свиней, домашнюю птицу. Вспомогательную роль в хозяйстве играли бортничество (сбор меда диких пчел), охота, рыболовство.

Славяне жили общинами, которые назывались «миром», или «вервью». Ко времени образования древнерусского государства соседская община вытеснила родовую. В пользовании «мира» продолжали находиться обрабатываемые земли, леса, водоемы, луга, выгоны, пустоши. Пашенные земли были поделены между семьями, входившими в общину.

Важным фактором хозяйственной и общественной жизни было появление у восточных славян примерно с VIII в. городищ – прообразов будущих городов. Они становились центрами племенных союзов, где формировалась княжеская власть. Древнейшими из известных славянских городов были Киев, Новгород, Чернигов, Псков, Изборск, Старая Ладога, Гнездово (в 12 км от нынешнего Смоленска). Развитие городов было связано с расширением ремесленного производства. Далеко за пределами славянских земель были известны изделия оружейников, бронников, ткачей. Высокохудожественными были произведения древних ювелиров. Неизменным успехом пользовалась продукция гончаров, стеклодувов и бондарей.

С возникновением городов меняется характер ремесленного производства, которое все больше ориентируется не на частный заказ, а на рынок. У древних славян ремесла развивались как в городах, так и в сельской местности.

В VI–VIII вв. славяне находились на стадии разложения родоплеменного строя и формирования государственности. Повсеместное распространение земледелия с использованием железных орудий труда создавало возможность получения прибавочного продукта, достаточного для содержания господствующего социального слоя. Усиливаются процессы социальной дифференциации, основанной на имущественном неравенстве. Из массы свободных общинников, которых называли «люди», выделяется привилегированный слой – «мужи». К ним относились главы патриархальных семей, родовые старейшины, военно-служилая знать. В условиях частых набегов иноплеменников восточные славяне создавали вооруженные отряды – дружины, главной задачей которых была защита племен от внешних врагов. Постепенно к дружине переходят и другие функции, в том числе управление и сбор дани.

Во главе дружины стоял князь. Первоначально эта должность была выборной. Власть князя была еще во многом номинальной, большую роль играло вече – собрание глав семей, домохозяев. Младшие члены семейств, работники в вече не участвовали. По мере развития славянского общества князь, опираясь на дружину, сосредоточивал в своих руках все большую власть, постепенно становившуюся наследственной. Такая система правления носит название военной демократии и предшествует формированию государственной системы.

Известия летописей, находки археологов, записи старинных обычаев и поверий позволяют воссоздать сложную систему религиозных верований восточных славян.

Славяне были язычниками. Главным божеством был Перун – бог молнии, грозы, войны и оружия. Богом неба, или небесного огня, являлся Сварог. Его сыновья – Сварожичи считались божествами солнца и огня. Особое место в языческом пантеоне занимал бог солнца – покровитель земледельцев. У разных племен он назывался по – разному: Дажьбог, Хорос (Хорс), Ярило. Обожествлялись месяц и звезды, состоявшие с солнцем в «родственных» отношениях.

Бог Волос (Велес) считался покровителем скота. Бога ветра и повелителя бурь звали Стрибогом. Богиня воды, водной глади, рек, озер, ручьев и прудов по имени Мокошь помогала ткачам (в ткацком деле нельзя обойтись без проточной воды для вымачивания льна). Позже к Мокоши обращались во всех случаях семейных и домашних неурядиц, и таким образом Мокошь стала покровительницей женщин, олицетворением женского начала.

Славяне верили в добрых и злых духов. Добрые духи помогали людям во всех начинаниях и назывались берегинями. Злые духи именовались злыднями. Вечная борьба доброго и злого начал с точки зрения древних славян и составляла источник развития мира.

Для верований славян характерен антропоморфизм – очеловечивание явлений природы. Река представлялась нашим предкам в образе женщины, гора – богатыря. Каждое дерево, каждый камень считались не только живыми, но и наделенными индивидуальным характером. У славян не было недостатка в существах, обладавших материальной силой. Согласно представлениям, в воде жил водяной, в лесу – леший и лесовик со своей семьей, в болоте – багник (от диалектного слова «багно» – болото). Славянские русалки от Троицы до Петрова дня жили не в воде, а в лесу, в кронах деревьев (у А. С. Пушкина в поэме «Руслан и Людмила»: «русалка на ветвях сидит»).

Культовые ритуалы славяне совершали в святилищах, носивших названия капищ. Они располагались обычно на вершинах холмов или небольших полянах в лесной болотистой местности и представляли собой ровную площадку округлой формы. В центре находился деревянный идол, рядом жертвенник. Восточные славяне-язычники приносили в жертву богам животных, зерно, различные подарки. Возле изображений языческих богов происходили гадания, ритуальные жребии, давались клятвы.

Славяне обожествляли не только явления природы, но и умерших предков. Они верили в Рода и Рожаниц. Некоторые исследователи считают, что Род в древности был верховным божеством у славян, покровителем всех кровных родственников и каждого родича. Рожаницы опекали дом.

Языческие верования и обычаи сохранялись у восточных славян еще долгое время и после принятия христианства, переплетаясь с христианскими праздниками и обрядами.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

Восточные славяне

Восточные славяне Середина I тысячелетия н. э. была переломной эпохой для всех славянских племен Центральной и особенно Восточной Европы. После нашествия гуннов, после ухода готов на запад наступила пора великого расселения славян. Они двигались и на северо-запад к

I. Первобытнообщинный строй. Восточные славяне в древности

I. Первобытнообщинный строй. Восточные славяне в древности Каменный век: от палеолита к неолиту История славян уходит своими корнями в глубокую древность, в тот самый длительный период развития человеческого общества, который называется первобытнообщинным строем.

Восточные Славяне

Восточные Славяне Их расселение. Начальная летопись не помнит времени прихода Славян из Азии в Европу; она застает их уже на Дунае. Из этой придунайской страны, которую составитель Повести знал под именем земли Угорской и Болгарской, славяне расселились в разные стороны;

ВОСТОЧНЫЕ СЛАВЯНЕ

ВОСТОЧНЫЕ СЛАВЯНЕ Если бы славяне не были так раздроблены и если бы между отдельными их племенами было менее несогласия, то ни один народ в мире не в состоянии был бы им

Восточные славяне

Восточные славяне Славяне ведут свое происхождение от автохтонного индоевропейского населения Восточной Европы. По мнению большинства современных ученых, прародина славян — это северные склоны Карпат, долина Вислы и бассейн Припяти. Из этих мест славяне расселялись

Восточные славяне

Восточные славяне редки русских, украинцев и белорусов называли себя славянами, производя это слово от «слава», означавшее то же, что и хвала. Называли они себя и словенами, то есть разумеющими слово, иных же, не понимавших их языка, называли немцами, от слова «немой

Славянский мир. Восточные славяне в древности

Славянский мир. Восточные славяне в древности Предыстория восточных славян своими корнями уходит в глубокую древность. Они относятся к индоевропейской языковой группе, их прародиной считаются северные склоны Карпатских гор. О восточных славянах под именем венедов,

Восточные Славяне

Восточные Славяне Их расселение. Начальная летопись не помнит времени прихода Славян из Азии в Европу; она застает их уже на Дунае. Из этой придунайской страны, которую составитель Повести знал под именем земли Угорской и Болгарской, славяне расселились в разные

Восточные славяне

Восточные славяне «Так же и эти славяне пришли и сели по Днепру и назвались полянами, а другие — древлянами, потому что сели в лесах, а другие сели между Припятью и Двиною и назвались дреговичами, иные сели по Двине и назвались полочанами, по речке, впадающей в Двину,

IV. ВОСТОЧНЫЕ СЛАВЯНЕ

IV. ВОСТОЧНЫЕ СЛАВЯНЕ «Широкое расселение славян на территории Восточной Европы приходится в основном на 6-8 вв. Это был еще праславянский период, и расселявшиеся славяне были едины в языковом отношении. Миграция происходила не из одного региона, а из разных диалектных

Восточные славяне

Восточные славяне Информация о восточных славянах практически отсутствует вплоть до IX в., а если учесть, что с восточными славянами принято соотносить территорию от Белого моря до Черного и Азовского морей и от Карпат до Урала, то и в более позднее время количество

3. ВОСТОЧНЫЕ СЛАВЯНЕ В VI–IX ВВ

3. ВОСТОЧНЫЕ СЛАВЯНЕ В VI–IX ВВ Особенности развития славянского общества в VI–IX вв. В истории Европы вторая половина I тысячелетия н. э. была периодом больших исторических сдвигов. Окончились перемещения племен и борьба их с Римской империей в пределах западной ее

Основные занятия восточных славян

Вы будете перенаправлены на Автор24

Земледелие

Главным занятием восточных славян было земледелие. Это подтверждается археологическими раскопками, при которых были обнаружены зёрна злаков (пшеница, рожь, просо, ячмень) и огородных культур (репа, свекла, капуста, редька, морковь, чеснок и др.). В те времена человек отождествлял жизнь с хлебом и пашней, отсюда и произошло название зерновых культур «жито», которое сохранилось до сегодняшнего времени. О земледельческих традициях в данном регионе говорит заимствование славянами римской хлебной нормы квадрантала ($26,26$ л), который назывался на Руси четвериком и просуществовал в нашей системе мер и весов до $1924$ г.

Главные системы земледелия восточных славян тесным образом связаны с природно-климатическими условиями. На севере, в регионе таежных лесов (остатком которых является Беловежская пуща), преобладала система земледелия, называвшаяся подсечно-огневой. Её принцип заключается в следующем: на $1$-ый год подрубали деревья. На $2$ год высохшие деревья сжигали и сеяли зерно, используя золу в качестве удобрения. В течении двух-трёх лет участок выделял высочайший для того времени урожай, со временем территория истощалась и возникала необходимость перехода на свежий участок. Главными орудиями труда служили мотыга, топор, соха, бороне-суковатка и заступ, которыми взрыхляли землю. Собирали урожай при помощи серпов, молотили цепами. При помощи каменных зернотерок и ручных жерновов размалывали зерно.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Основные занятия восточных славян 410 руб.
  • Реферат Основные занятия восточных славян 270 руб.
  • Контрольная работа Основные занятия восточных славян 250 руб.

В южных районах основной системой земледелия был перелог. Там плодородных территорий было достаточно и участки земли засевали в течении $2-3$ и более лет. С истощением земли переходили (перекладывались ) на свежие участки. В качестве ключевых орудий труда тут приняли на вооружение соху, деревянный плуг со стальным лемехом, рало, т.е. орудия, которые были приспособлены для горизонтальной вспашки.

При помощи тягловой силы орудиями плужного вида проводилась обработка земли, возделывался широкий круг зерновых культур: рожь, пшеница, волокнистые и зернобобовые культуры. Подсека и перелог, которые продолжали играть еще большую роль, особенно в северных районах, начинают постепенно вытесняться двух- и трехпольной системой с паровым клином. Применялись пахотные орудия со стальными рабочими долями – соха (на севере), рало (в южных областях). Распространение пашенного земледелия на территории всего расселения славян означало большой прогресс в сравнении с подсечной системой, которая существовала ранее.

Другие занятия восточных славян

С земледелием было тесно связано скотоводческое занятие. Славяне разводили мелкий рогатый скот и свиней. В качестве рабочего скота в лесной полосе использовали лошадей, на юге — волов. Помимо этого славяне занимались рыболовством, охотой, бортничеством (сбор меда диких пчел), имевшие большой удельный вес в северных ареалах. Выращивались также технические культуры (конопля, лен).

Рыболовство и охота были повсеместно распространены. Другим весомым показателем подъема производительных сил у восточных славян было становление ремесла. В некоторых славянских поселениях обнаружены $10$-ки домниц, где выплавлялось железо . Раскопки демонстрируют, что в славянских жилищах изготавливали посуду, промышляли прядением, выделывали кожи и меха. Бесспорно, часть сделанного продукта шла на обмен.

Ремесленное производство

Источники говорят о существовании в Древнерусском государстве больших и мелких городов. Благодаря развитию ремесленного производства создаются предпосылки для становления населенных пунктов как центров ремесла. К началу $X$ в. некоторые славянские города-укрепления, такие как Киев, Смоленск, Чернигов, Новгород трансформировались в центры ремесленного производства. Городская общественность состояла из ремесленников, купечества, мелких торговцев и т.д. Будучи независимыми обитателями, они имели статус вольного человека, что обеспечивало им неприкосновенность личности, имущества, жилья, роль в политической жизни общества. Особую роль в городах играло купечество. Оно рано начало объединяться в компании (гильдии), которые назывались сотками. Традиционно купеческая сотка работала при какой-нибудь церкви. Так, купеческая сотка при Ивановской церкви в Новгороде (Церковь Иоанна Предтечи на Опоках) стала одной из первых купеческих организаций в Европе. Вместе с тем $VII—IX$ вв. явились временем становления внешних экономических связей восточных славян с государствами Востока, Византией, и еще с государствами Прибалтики. Большой Волжский торговый путь связал территорию восточных славян с племенами Среднего Поволжья и далее — через Хвалынское (Каспийское) море — с Востоком. Днепровский путь связал восточных славян с Византией. А к концу IX в. как Волжский торговый путь, так и днепровский путь «из варяг в греки» возымели свое продолжение на север практически до Прибалтики, превратившись в торговые пути общеевропейского масштаба. Чем же осуществляли торговлю руссы в Константинополе? Основным предметом торговли с их стороны были невольники; их, скованных, вели сложным переходом через пороги: о невольниках мы находим специальные заметки в уговорах. Помимо рабов, российскими продуктами в Константинополе считались воск и меха; такие же продукты – рабы, воск, мед и мех шли из Руси в Болгарию, привозились в Переяславец Дунайский; на них Русь выменивала в Константинополе и Переяславце греческие паволоки, вино, плоды, золото (как товар), серебро и лошадей, приводимых из Венгрии.

Историк Д.И. Иловайский говорит, что городское народонаселение в Древней Руси составляло основную базу государственной обстановки и уверенно преобладало над сельским . Летописи упоминают в дотатарскую эпоху до трехсот населенных пунктов. Но, без сомнения, это количество далеко не соответствует их реальному числу, в случае если под городом понимать всякое укрепленное либо огороженное поселение. Города эти были фактически городками либо маленькими селами, окопанные валом и рвом. В мирное время народонаселение их занималось земледелием, скотоводством, рыбным и звериным промыслом в окрестных полях, лесах и водах. Вследствие этого обитатели многих городков имели возможность со временем расселяться по окрестным местам в неукрепленных хуторах и местечках, чтоб было удобнее заниматься сельским хозяйством; сами городки зачастую приобретали более мирный характер, помаленьку преображаясь в открытые селения. Отсюда большее увеличение сельского населения, занимавшееся земледелием и прочими хозяйственными занятиями.

Предложения со словом «славянин»

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.

Насколько понятно значение слова экстраполяция (существительное):

Цитаты из русской классики со словом «славянин»

  • Немцы властвовали над итальянцами, теперь властвуют над венгерцами и славянами; турки властвовали и властвуют над славянами и греками; англичане властвуют над индейцами, монголы над китайцами.

Сочетаемость слова «славянин&raquo

  • восточные славяне
    древние славяне
    западные славяне
  • славяне земель
    славяне варягов
  • земли славян
    история славян
    предки славян
  • славяне верили
    славяне считали
    славяне поклонялись
  • касается славян
    нападать на славян
    прийти к славянам
  • (полная таблица сочетаемости)

Каким бывает «славянин»

Значение слова «славянин&raquo

1. представитель группы родственных по языку и происхождению народов, составляющих коренное население ряда стран Восточной Европы (Викисловарь)

Цитаты со словом «славянин»

  • Мы, славяне, — нация поэтов. Глубже — мы племя поэтов.

Афоризмы русских писателей со словом «славянин&raquo

  • Честь славянам! Пью за Север, пью за Родину мою!

Отправить комментарий

Дополнительно

  • Склонение существительного «славянин» (изменение по числам и падежам)
  • Разбор по составу слова «славянин» (морфемный разбор)
  • Перевод слова «славянин» и примеры предложений (английский язык)
Значение слова «славянин&raquo

1. представитель группы родственных по языку и происхождению народов, составляющих коренное население ряда стран Восточной Европы

Сочетаемость слова «славянин&raquo
  • восточные славяне
  • славяне земель
  • земли славян
  • славяне верили
  • касается славян
  • (полная таблица сочетаемости. )
Каким бывает «славянин»
  • типичный
  • (ещё. )
Морфология
  • Склонение существительного «славянин»
  • Разбор по составу слова «славянин»

Карта слов и выражений русского языка

Онлайн-тезаурус с возможностью поиска ассоциаций, синонимов, контекстных связей и примеров предложений к словам и выражениям русского языка.

Справочная информация по склонению имён существительных и прилагательных, спряжению глаголов, а также морфемному строению слов.

Сайт оснащён мощной системой поиска с поддержкой русской морфологии.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию